Обеспечение возможности обедать не на коленях и не на рабочем столе, стала практически аксиомой для большинства современных офисов компаний и для многих предприятий. Но этого недостаточно для обеспечения комфорта рабочего процесса. Поэтому стол, стул, электрочайник и микроволновая печь стали лишь дополнением к рабочему месту. Что же необходимо и как организовать корпоративное питание? Начнем по порядку.
Сколько у вас сотрудников?
В любом случае персонал должен иметь возможность комфортно принять пищу не на рабочем месте, помыть руки до и после, а при необходимости помыть и посуду. Сложность решения такой задачи зависит от масштаба компании или офисного центра. Предприятия на которых работают от нескольких сотен до нескольких тысяч сотрудников, по определению должны иметь специализированное помещение рассчитанное на одновременную рассадку минимум 40% сотрудников. Тогда смещенный или плавающий обед не будет создавать условий для «часа пик», перегруза помещения, формирования очередей и потерь времени. В средних и малых компаниях в которых работают от 30 до 100 сотрудников (если позволяет конфигурация офиса) выделяется одно из наиболее подходящих помещений. Если помещение выделить не представляется возможным, тогда остается вариант использования помещений кафе, которые находятся на территории бизнес-центра или поблизости. Вопрос только в соотношении затрат между тем сколько должен стоить обед вашего среднестатистического сотрудника, какого уровня и качества обед вы рассчитываете получить за эти деньги.
Формула роста
Концепции питания могут быть разными. Самая простая — классическая, т.е. Первое, второе и салат. Возможны заказы по меню. Но и тут есть нюансы. Скажем за одни и те же деньги можно получить «Салат из капусты с маслом».... Но, в одном случае он сделан из капусты старого урожая и полит рапсовым маслом, во втором — из молодой капусты и подсолнечным маслом из торговой сети, а в третьем — из свеженькой молодой капусточки политой органическим подсолнечным маслом и свежим соком лимона без соли. Чего мы хотим достичь в организации питания? Хотите ли вы на этом заработать и сколько? Или наоборот вы готовы инвестировать в здоровое питание и здоровье ваших сотрудников? Есть ли у вас ресурсы и желание заниматься развитием этого направления в определенном вами формате? Или проще отдать этот вопрос на аутсорсинг профессионалам, которые знают свое дело, но и стоят дороже? В итоге только вы решаете какой формат станет для вас приемлемым по цене и качеству. Особенным вопрос питания становится если за все платит работодатель, т.е. обеды бесплатны для сотрудников. Или работодатель вводит систему доплат, дотаций или компенсаций. Но тут для учета всех нюансов нужна специализированная программа, о чем мы упомянем позже.
Сами с усами
Организация питания в офисе собственными силами — это серьезные затраты. Столы, стулья, несколько видов тарелок, вилки, ложки, ножи, плиты, духовые шкафы это только базовая часть затрат. По сути, надо создать фирму в фирме, т.к. обеспечение процессов закупки продуктов и приготовления требует затрат не только на зарплату, тем кто готовит и убирает. Возникает масса сопутствующих трудностей, накладных расходов которые сами по себе требуют учета. Но двигаясь по этому пути можно создать ту ценность для персонала, которая будет весомой в ключе лояльности и позитивной в ключе «оздоровления» климата, в прямом и переносном смысле. Конечно идти на такой шаг, когда у вас 20 сотрудников неоправданно. Но ни одна кейтеринговая компания не сможет конкурировать с тем, что вы можете сделать своими руками. Это относится и к целой совокупности факторов — выход, состав, качество ингредиентов, разнообразие, сроки годности, и безусловно — конечная цена блюда. И не стоит забывать про «злоупотребления» которые гораздо легче нивелировать при такой схеме.
Минимизируем затраты
Альтернативных вариантов тоже достаточно. Кафе и рестораны которые находятся рядом всегда с удовольствием протянут руку помощи и предложат свои услуги по доставке обедов. Кроме этого, в больших городах существует множество компаний по приготовлению, доставке обедов и их ассортимент гораздо шире и разнообразней чем "пицца+салат". Но даже в такой ситуации есть админ нагрузка, которая должна лечь на чьи-то плечи по сбору заказов по всем сотрудникам офиса, оглашению заказа поставщику, переуточнению заказа (т.к. у поставщика кончились ролы с лососем), контроля доставки и т.д. и т.п. Плюс сохраняются риски связанные со свежестью всех заказанных блюд и своевременностью доставки (а накладки случаются не редко). Цена за блюдо в таком варианте уже пошла вверх, но и перечень задач, которые надо решать существенно уменьшился. Какой бы вариант вы не выбрали, следует помнить о том, что организацией питания сотрудников довольными будут не все. Практика показывает, что всегда будут в коллективе люди, которые считают, что готовят или заказывают не то и не так, и средний чек тоже не тот.
Автоматизация нужна
Облегчить, формализовать и управлять процессом заказа питания возможно с помощью систем автоматизации. Безусловно, такие системы могут автоматизировать не только процессы так называемого бек-офиса (закупок, калькуляционных карт, списания, составления меню) но и ту часть, которая сопряжена с получением заказа. В классическом ресторане внесение заказов в систему производит официант. В случае организации корпоративного питания заказ может вносить каждый сотрудник сам за себя с учетом личных предпочтений и количества из меню на сегодня, на завтра и даже на неделю вперед в т.ч. и из комплексных обедов. При этом не принципиально кто занимается организацией питания сотрудников - локальные службы или компании по доставке вкусных обедов в офис, контроль будет обеспечен. Использование web-интерфейса и облачных сервисов, а также при необходимости специализированного оборудования и POS-терминала, делает эту процедуру легкой и доступной даже с мобильных устройств. Поэтому голодным и забытым не останется никто. В качестве системы для корпоративного питания целесообразно использовать программное обеспечение, которое учитывает многогранность и вариативность этого процесса, а также обеспечивает быстрое обслуживание. Система jSolutioins для корпоративного питания и кейтеринга по сути является стандартом решения подобных задач, т.к. может работать одновременно как в интересах продаж кейтеринговой компании или компании по доставке обедов, так и в интересах работодателя, который делает работу своего персонала лучше.